ПРЕДЛАГАЕТСЯ: разработка и внедрение новой разновидности водородной энергетики, не имеющей мировых аналогов. Конкурентоспособность предлагаемой разновидности "водородных" технологий в сравнении с нефтяными энергоносителями выше в ~3 раза уже сегодня. В дальнейшем эта разница будет только увеличиваться (соотношение показателей: работоспособность/стоимость).
Техническое решение: в качестве топлива для газо-тепловых машин предлагаются
легкоплавкие смеси недефицитных азото-водородных соединений – крупнотоннажных
продуктов азотной промышленности, не требующих для сгорания воздух (кислород)
и разлагающихся в каталитическом термо-реакторе силовой установки с энерговыделением
и образованием большого объёма нейтральных газовых тел, способных к совершению
высокой механической работы: перемещение поршня, вращение турбины, пневмо-/гидро-/привод
и пр. Механическая работа далее может быть преобразована в электроэнергию.
Преимущества перед органическими топливами и водородом:
1. Отсутствие потребности в воздухе резко упрощает рабочий
цикл.
2. Из цикла газо-тепловой машины полностью исключаются такты
сжатия воздуха и потери мощности на "работу сжатия воздуха" в них. Цикл
окислительсодержащего жидкофазного топлива – это цикл чистого расширения
(фазовый скачок агрегатного состояния рабочего тела: жидкость ? газы +
энерговыделение).
3. Высокая плотность жидкофазных топливных зарядов (1,3-1,5г/см3)
превосходит в ~100 раз плотность воздушно-органических зарядов (топливных
аэрозолей или газовых смесей в существующих двигателях внутреннего сгорания
ДВС). Вследствие этого достижимое расширение рабочих тел в цикле возрастает
до 5-10 (и более) раз, достигая до 50-100 (и более) единиц, что увеличивает
достижимый термодинамический КПД цикла "чистого расширения" в ~2 раза,
- по сравнению с КПД цикла существующих двигателей (для ДВС ht~30-35%,
степень расширения газов вспышки до ? ~8-20).
4. Высокое расширение рабочих тел в цикле исключает необходимость
в системе принудительного охлаждения (и потери в ней), снижая эффективную
температуру рабочих газовых тел и эффективную теплонапряжённость цикла
в 2-2,5 раза.
5. Достижимая мощность силовых установок на жидкофазно-водородном
топливе теоретически может многократно превышать показатели существующих
(воздушно-топливных) ДВС на горючих нефтяного и органического происхождения.
6. Вредность отработавших газов от сгорания жидкофазно-водородного
топлива более чем в 100 раз ниже, чем токсичность выхлопа ДВС на бензо-воздушном
топливе или горючих нефтяного происхождения (дизельное горючее, мазуты).
7. Содержание водорода в единице объёма легкоплавкого азото-водородного
топлива и объёмная работоспособность топливных доз приближаются к показателям
жидкого (криогенного) водорода (плотность жидкого водорода ~0,07г/см3).
Удельное энергосодержание и газообразование легкоплавкого топлива – на
уровне современных бездымных порохов (800-1000 ккал/кг; до 1000 л/кг).
Альтернативное топливо хранится неограниченно в жидко-фазном или кристаллизованном
состояниях, - без использования криогенных технологий для жидкого водорода
или высоких давлений – для сжатых газов.
8. Легкоплавкие азото-водородные топлива при обычных условиях (1
атм., ниже 100-1500С) не поджигаются и не взрываются, - в отличие от горючих
нефтяного и органического происхождения, водорода или сжатых горючих газов.
По воздействию на организм человека основной компонент топливных смесей
относится к 4-му классу опасности (вещество малоопасное, ПДК 10 мг/м3).
9. Сырьевая база альтернативных топлив – неограниченная и
возобновляемая: вода и воздух. Возможны различные способы химического связывания
азота, водорода и кислорода в топливные смеси легкоплавких соединений,
в т.ч. с дополнительным удешевлением конечного продукта (в настоящее время
от $ 80-90 за тонну; источник водорода-сырья – природный газ или синтез-газ).
Проблема синтеза и хранения жидко-фазного "азото-водородного" топлива –
решается многократно дешевле и технологичнее в существующих схемах азотных
предприятий, чем получение и хранение водорода в рамках "классической"
водородной энергетики.
10. По сравнению с известными и перспективными "альтернативными
топливами" – аккумуляторами энергии для "водородного" транспорта и др.
технологий (метанол, криогенный водород, диметиловый эфир, "биодизельное
топливо", "синтетическое жидкое топливо", синтез-газ и т.п.) – технико-экономические
показатели легкоплавкого топлива ещё выше, чем в сравнении с бензином (эффективнее
более, чем в 3 раза). В сравнении с сжатым природным газом и металл-гидридными
батареями – жидко-фазное топливо многократно технологичнее и менее затратно,
т.к. отсутствует массивное газобаллонное оборудование или массивные аккумуляторы
водорода. В сравнении с электро-аккумуляторными технологиями – энергоёмкость
на единицу массы легкоплавкого топлива до ~100 раз выше удельной энергоёмкости
аккумуляторных батарей. В сравнении с паровыми машинами и "газогенераторными"
(на дровах, горючей органике) ДВС – аппаратурное оформление силовой установки
на порядок менее громоздко.
Недостатки перед моторными "нефтяными" горючими:
1. Необходимо увеличение эквивалентного топливного бака в
5-6 раз по массе (или в ~3 раза – по объёму, с учётом высокой плотности
альтернативного топлива 1,3-1,5г/см3).
2. Для полной замены всех "нефтяных" моторных топлив потребуется
увеличение мощностей мировой азотной промышленности примерно на 2 порядка
(с параллельным снижением нефтедобычи примерно на порядок).
Необходимо отметить, что по комплексу потребительских показателей:
ДЕШЕВИЗНА ? РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ? ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ ? ЭКОЛОГИЧНОСТЬ
– предлагаемое решение "конденсированных азото-водородных топлив" потенциально
многократно эффективнее как воздушно-топливных циклов двигателей на нефтяных
и "альтернативных" горючих (в т.ч. существующих ДВС), так и разрабатываемых
новых гражданских технологий: достигнутых показателей "электро-топливных
элементов", электромобилей, ветро-электрогенераторов, фото- и гелиоэнергетики,
паровых машин и пр., - даже несмотря на многомиллионные инвестиции зарубежных
государств и мировых научных центров в конкурентные решения проблемы альтернативных
топлив XXI века.
Предлагаемая разновидность водородной энергетики в ближайшем
будущем сможет реально конкурировать на мировом рынке силовых технологий
и предотвратит отток финансовых, социальных и человеческих ресурсов на
неминуемые "энергетические" войны за исчезающие дешёвые нефтяные и "углеродистые"
энергоносители. Освободившиеся средства государственных, военных и теневых
Структур – целесообразно вложить в создание новых альтернативных технологий
на водородном рынке. По-видимому, в ближайшем будущем в сознании общественности
утвердится формула: Контроль водородных технологий – возможность мирового
контроля.
Замена всех моторных "нефтяных" горючих в мире на эквивалентное
количество легкоплавкого "водородного" топлива – даст экономию затрат только
"на топливо" порядка $1трлн. (триллион долларов) ежегодно.
Планируемые этапы разработки:
1. Первый этап (2-3 месяца): физико-химические и технологические
исследования регулируемой схемы газораспада важнейших легкоплавких азото-водородных
окислительсодержащих смесей с растворимыми горючими веществами в каталитическом
мини-реакторе под давлением.
Стоимость изготовления действующей лабораторной модели и простейшего
технологического оборудования (источник давления – сжатый газ) – 70-80
тыс. рублей.
2. Второй этап (1-2 месяца): определение предельных параметров безопасного
газораспада рабочих топливных смесей при высоких температурах (имитация
реальных условий "горячей" зоны) по стандартным методам исследований кинетики
термического распада, а также чувствительности к детонационному импульсу
в металлических трубах различного диаметра от внешнего заряда детонирующего
бризантного ВВ.
Стоимость второго этапа с учётом привлечения необходимых специалистов
и спец.ресурсов – не менее 150 тыс. рублей (возможно, больше).
3. Третий этап (3-4 месяца): изготовление топливного насоса, коррозионноустойчивого
к топливной смеси – разработка чертежей, сопутствующей технической документации
и изготовление рабочего образца.
Ориентировочная стоимость этапа, включая изготовление действующего
насоса с давлением нагнетания не менее 50-100атм. и расходом ~1-5г/с –
200-250 тыс. руб.
4. Четвёртый этап (~3-4 месяца): изготовление действующей модели
газо-расширительной машины, адаптированной к параметрам реактора. Необходимо
приобрести или изготовить турборасширительную машину (осевую или радиальную)
и совместить с мини-реактором и топливным насосом для демонстрационных
и исследовательских целей.
Ориентировочная стоимость этапа – 150-200 тыс. рублей (возможно,
больше).
5. Пятый этап (3-4 месяца): полупромышленный образец действующей
силовой установки, включающей систему "самовозврата" тепла отработавших
газов в рабочий процесс, систему пуска "холодного" реактора, датчики контроля
и управления циклом.
Ориентировочная стоимость этапа – не менее 300-400тыс. рублей.
· Для сравнения: стоимость разработки серийного автомобильного двигателя
– от нескольких млн. долларов и более; стоимость разработки нового газотурбинного
двигателя – от сотни миллионов долларов и более.
В процессе выполнения НИОКР наиболее значимые решения патентуются
на международном уровне. Ориентировочные затраты - $10-15 тыс. на каждый
патент (или несколько выше).
ИТОГО: в течение ~1,5 года суммарные затраты на оборудование,
аренду, патентование, зарплату 3-4 сотрудников и сопутствующие расходы
составят ~3-4 млн. руб. (или несколько выше). В результате будет создана
действующая модель альтернативной силовой установки, защищённая международными
патентами.
Далее, на основании полученных результатов и апробации найденных технических решений, для создания промышленных и серийных образцов необходимо привлечение дополнительных инвестиций (с вероятным увеличением затрат примерно на порядок).
Возможные области применения альтернативных технологий:
Возможные области применения – практически все технические
области, где сегодня используются тепловые машины (ДВС, паровые турбины,
привод электрогенераторов, механизмов, и пр.) или источники высоких давлений
(пневмо-, гидро-двигатели, компрессоры, газогенераторы и пр.). Новые области
применения: в качестве тепло-электрических генераторов для индивидуального
жилья; в системах эффективного объёмного пожаротушения; для "огневого"
бурения и проходческих работ; в качестве газо-привода для движителей-водомётов
малых и др. судов; в вытеснительных "жидко-поршневых" насосах и гидро-/пневмо-/
системах, в т.ч. в безатмосферных условиях (под водой, под землёй, в шахтах
и пр.); в импульсных и "оборонных" технологиях, и пр.
В настоящее время я могу продемонстрировать
лишь горение легкоплавкой смеси в модели реактора-трубки под атм.давлением
(с катализатором) с комнатнойтемпературой твердофазного заряда и модель
водо-распылительного устройства (тоже небольшое давление) на таком же
реакторе-трубке.
ЗАПРОС